Каждый раз, продавая велосипед человеку, который находится (как я в своё время гениально сказал) у самого подножья велосипедного Олимпа, я провожу короткий инструктаж, т.е. перечисляю наиболее важные, на мой взгляд моменты, которые начинающий велосипедист должен запомнить в первую очередь. Ну что ж... думаю, что пришло время поделится с миром этим неоценимым опытом и изложить, на бумаге эту, не побоюсь этого слова, архиважную для каждого велосипедиста информацию. Во-первых, можно будет распечатать и давать памятку покупателям, во-вторых это будет полезным чтивом и для тех несчастных, кто принял ошибочное решение купить велосипед не у меня :) Итак:

1. Техническое обслуживание велосипеда.
2. Основы торможения на велосипеде.
3. Переключение скоростей на велосипеде.
4. Велосипедная цепь.
5. Седло велосипеда.
6. Хранение велосипеда.
7. Что ещё купить к велосипеду.

1. Техническое обслуживание велосипеда.

Купив велосипед у меня, постарайтесь подавить в себе желание самому разбирать велосипед, ведь я уже всё отрегулировал и отрегулирую повторно в течение первых двухсот км эксплуатации. Большинству людей не приходит в голову мысль самому ремонтировать холодильник или стиральную машину, но почему то существует мнение, что велосипед починить, перебрать и смазать может каждый. Нет, я конечно понимаю откуда здесь ноги растут, практически каждый мужчина в детстве ремонтировал свой велосипед советского производства, который можно было разобрать и собрать двумя ключами, которые продавались в комплекте. Должен сказать, что сейчас ситуация существенно поменялась, и для того, чтобы разобрать современный велосипед, нужен целый чемодан спец-ключей и съёмников, которыми ещё и пользоваться нужно уметь. Поэтому господа велосипедисты, пользуйтесь услугами велосипедных мастерских! Которых хоть и не очень много даже в Киеве, но становится всё больше. Хотя любителей тонких регулировок могу успокоить, отрегулировать скажем тормоза, переключатели, руль, седло и т.п. можно имея всего навсего два шестигранника, и тренироваться можно сколько угодно, хуже не сделаете, в случае чего мастер потом всё поправит. Главное ничего не разбирать!

 

2. Основы торможения на велосипеде.

Существует абсолютно нелепое мнение, что тормозить нужно только задним тормозом, т.к. при использовании переднего можно перелететь через руль. Конечно, иногда такое происходит с неопытными велосипедистами, но ведь вы каждый день пользуетесь, например, утюгом, хотя им можно больно обжечься. 

Важно понимать, что задний тормоз обеспечивает только 30% торможения, передний же, соответственно 70, т.о. используя только задний, вы в 3 раза увеличивайте тормозной путь и в экстремальной ситуации это может сильно повредить вашему здоровью. Можно конечно возразить, что в экстремальной ситуации вы уж точно затормозите двумя тормозами, но это самообман, в том то и проблема, что если в спокойной обстановке привыкнуть тормозить одним тормозом, то в опасной ситуации вы будете делать так как привыкли, а именно использовать только один тормоз. 

Таким образом, когда вы начинаете ездить на велосипеде с ручными тормозами, важно привыкнуть при торможении ВСЕГДА одновременно нажимать на обе тормозные ручки. Когда возникает аварийная ситуация, то думать некогда, руки должны нажать на тормоза ещё до того, как вы поймёте, что, собственно, произошло, поэтому тренируйтесь жать на оба тормоза каждый раз, когда нужно затормозить. После непродолжительных тренировок ваши руки сами будут знать как и с какой силой необходимо нажать на тормозные ручки, чтобы торможение было эффективным, а сами вы при этом не перелетели через руль. И ещё нужно учесть, что перелёт через руль случается потому, что во время торможения вы непроизвольно смещаете центр тяжести вперёд, т.е. разгружаете заднее колесо и загружаете переднее, что ведёт к тому, что заднее колесо отрывается от земли, а вы, соответственно, к земле начинаете приближаться. Вплоть до полного контакта с поверхностью планеты. Из чего нужно сделать вывод, что если в процессе торможения сместится в сторону как раз заднего колеса, то торможение станет значительно безопаснее и эффективнее. При торможении на спусках следует смещаться назад ещё больше, т.к. когда вы едете вниз, заднее колесо разгружено ещё больше чем на ровной поверхности, и вы должны приложить дополнительные усилия, чтобы его загрузить.

Данная техника не зависит от типа тормозов, установленных на вашем велосипеде.

По моему всё просто и понятно.

 

3. Переключение скоростей на велосипеде.

Многие покупатели задают один и тот же вопрос "Зачем в велосипеде такое большое количество передач?" Попробую ответить.

Нормальному человеку, конечно же, не нужно 18 и больше скоростей для катания, и обычно велосипедисты-любители редко используют больше 5-6. Но ведь люди имеют разную физическую подготовку, разные цели, разный стиль езды, и каждому подходят разные передаточные соотношения. Когда есть большой выбор передач, любой может выбрать среди них те, которые ему подходят.

В связи с этим вопросом хочу остановится на одной из самых распространённых ошибок неопытных велосипедистов. Купив велосипед, новички чаще всего начинают использовать слишком высокие, т.н. "скоростные" передачи. Теоретически они позволяют не очень часто вращая педали набирать высокую скорость, практически же такой выбор передач приводит к повышенной утомляемости, проблемам с коленями и повышенному износу цепи и шестерёнок велосипеда. В выборе подходящей передачи нужно руководствоваться простым правилом - при интенсивной езде частота педалирования (каденс) не должны падать ниже 60 оборотов в минуту, и если вы чувствуете, что каденс падает ниже этих 60 и вы не в силах поддерживать его в даных условиях (подъём, встречный ветер, просто усталость), переключайтесь на пониженную передачу.

Для справки - у велосипедистов высокого класса комфортный каденс составляет 120-150 оборотов в минуту.

 

4. Велосипедная цепь.

Как известно, велосипедная цепь одна из самых уязвимых частей велосипеда, т.к. она никак не защищена от влаги и грязи и это единственный узел, который вам придётся обслуживать самостоятельно. Именно поэтому я включил этот пункт в базовый курс молодого бойца. 
На эту тему написаны тысячи статей, но я прекрасно понимаю, что человек, купивший велосипед для воскресных прогулок, не станет скрупулёзно изучать эти премудрости. В общем то ему и незачем. Поэтому я постарался максимально упростить инструкцию. Итак...

... но сначала немного теории. 
Лишняя смазка более вредна цепи, чем полное отсутствие таковой! Грязь сама по себе не опасна для цепи, т.к. быстро самоустраняется с рабочих поверхностей, если поверхность цепи сухая. Теперь предствавим, что вы обильно смазали цепь маслом. Лишняя смазка тут же смешивается с грязью и циркулируя, постоянно доставляет песок на рабочие поверхности цепи, катастрофически быстро, повторяю - КАТАСТРОФИЧЕСКИ БЫСТРО - изнашивая её. 
Так вот, если цепь не смазывать никогда, то она будет служить около 1500 км (правда будет издавать неприятные звуки), если её смазывать правильно, то срок службы продлевается до 4000 км, в случае же неправильной смазки, за 100 км цепь может прийти в полную негодность. 
Поэтому у вас есть 2 варианта:

1. Не смазывать цепь никогда, если 1500 км для вас недостижимый километраж и вы готовы мирится с противным стрекотанием.
2. Смазывать цепь правильно.

Ниже я привожу краткую инструкцию для начинающих велосипедистов "как смазывать цепь правильно", прочтите её, если вы выбрали второй пункт. 
Хочу обратить ваше внимание на то, в инструкции пропущен такой важный пункт как чистка цепи. Сейчас объясню почему. 
Данное руководство предназначено для велосипедистов, которые используют велосипед в прогулочных целях и таких велосипедистов по моим оценкам в городах 90%. Мой опыт говорит о том, что эти самые 90% никогда не доводят цепь до такого состояния, что её нужно чистить, т.к. катаются практически всегда в хорошую погоду и по чистым дорогам. Поэтому, на мой взгляд, таким людям незачем заниматься довольно грязной и не очень приятной процедурой чистки, т.к. при таком режиме использования чистка может продлить жизнь цепи процентов на 10, а это не существенно.
Лишь в одном случае чистка может оказаться критически необходима, когда на цепи излишек масла и оно, естественно, смешано с грязью. Но я надеюсь, что прочитав мою инструкцию, вы не допустите наступления этой ситуации.

Итак:

ИНСТРУКЦИЯ

-Момент, когда цепь уже необходимо смазывать определяется на слух. Если цепь начала "стрекотать" при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, стоит отложить.

-смазку удобнее всего производить маслёнкой с тонким носиком либо медицинским шприцем. 
-т.к. подавляющее число велосипедистов катается только в сухую погоду, то лучше использовать максимально жидкое масло, т.к. оно быстро попадает в нуждающиеся в смазке полости и в сухую погоду держится там в до 100 км. Из недорогих и общедоступных масел подойдёт масло для швейных машинок (веретёнка), но если вы купите специальное велосипедное масло для сухой погоды, то будет ещё лучше.
-смазывать необходимо только ролики, которые находятся между боковыми пластинами цепи (не путать с роликами заднего переключателя!). Боковые поверхности цепи могут оставаться сухими. После смазки нужно минуту-две покрутить педали назад, чтобы масло быстрее впиталось. Перед первой поездкой после смазки, излишки масла нужно обязательно удалить с поверхности цепи ветошью или бумажными салфетками. 
-смазывать можно либо каждый ролик отдельно, либо просто держать маслёнку около зазора между боковыми пластинами цепи, крутя цепь педалями.
-смазывать нужно только цепь, шестерни в смазке не нуждаются.

Вот хорошее видео о смазывании велосипедной цепи:

 

 

5. Седло велосипеда.

Казалось бы седло. Ну что седло? Ан нет, тоже важный аксессуар, т.к. плотно связан с очень важной частью тела. Так вот, после первых выездов эта важная часть тела начинает серьёзно болеть, что часто вызывает у начинающего велосипедиста недоумение и панику, перерастающие в разочарование и озлобление. И действительно, после первого более-менее длительного выезда, в большинстве случаев попа болит так, что 2-3 дня на велосипед сесть невозможно. Хочу успокоить, после 3-4 выезда это обычно проходит. Если конечно перерыв между выездами не исчисляется месяцами.
После первого выезда каждый покупатель начинает подумывать о седле более широком, более мягком и более нежном... оно начинает снится по ночам, а днём.... днём начинает мучит вопрос, почему же все велосипедные сёдла не делают именно такими? Объясняю. Чем чаще вы ездите на велосипеде, тем более узкое и жёсткое седло стоит использовать, т.к. при частой езде жёсткость седла перестаёт ощущаться, а вот вероятность получить потёртости тем меньше, чем уже ваше седло. В общем, если вы ездите часто и много, то стоит использовать именно узкое и жёсткое седло.

 


6. Хранение велосипеда.

Хранить велосипед лучше всего в квартире, я лично именно так и делаю. Но я понимаю, что жилищный вопрос стоит жёстко и в борьбе за квадратные метры велосипед чаще всего проигрывает всем, и стиральной машине, и телевизору, и компьютеру, и даже такому позору как велотренажёр. Я это всё понимаю и почти не осуждаю, балкон так балкон. Вот вам краткая инструкция хранения велосипеда на балконе:

1. Балкон должен быть застеклён.
2. Велосипед должен быть защищён от прямых солнечных лучей, т.е. попросту говоря, накройте его чем нибудь от солнца.
3. При длительном хранении шины не должны быть спущены полностью.

Многие пользователи хранят велосипед в общем с соседями коридорчике, отделённом от лестничной площадки дверью (т.н. тамбуре) или в колясочной, якобы находящейся под охраной консьержки, но я не рекомендую этого делать, т.к. это любимые места воров.

Ну вот, собственно, и всё. Нет, конечно эту тему можно было бы развивать и развивать, но если вы хотя бы будете соблюдать эти три несложных правила, то ваш велосипед прослужит гораздо дольше.



7. Что ещё купить к велосипеду.

Многие ещё помнят, что советская велосипедная индустрия комплектовала велосипеды всем необходимым, а именно крыльями, багажником, насосом и сумочкой с инструментами, которую называли замечательным словом "бардачёк". Мы покупали велосипед и не мучились вопросами, что к нему ещё купить, и не только потому, что всё было в комплекте, но и потому, что купить к велику было больше, увы, нечего. Хотя нет, вспомнил! Продавался счётчик километража, который цеплялся на вилку и цокал о винтик, который крепился на спицы, классическая вещица!
Это я к тому, что сейчас большинство велосипедов не комплектуются подобным образом, и не смотря на возмущения многих советских людей по этому поводу, я скажу что это правильно, т.к. можно выбрать аксессуары самому, а не покупать то, что тебе вложили в комплект. 
Но теперь другая проблема появилась, люди теряются, что же к велику купить? В связи с эти вот вам мои скромные рекомендации:

1. Шлем - очень нужная штука, а кто так не считает, пусть прочтёт мою статью "7 ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ НА ДОРОГЕ"
2. Фару и заднюю мигалку, если собираетесь ездить вечером. Тоже из соображений безопасности.
3. Крылья - тоже штука полезная, т.к. защищают от воды и грязи, летящих из под колёс. Но, на мой взгляд, крылья нужны только тому, кто профессионально использует велосипед, т.е. ездит независимо от погоды. Я, к примеру, не выезжаю, если вижу, что дело идёт к дождю, поэтому крылья не использую, т.к. они снижают аэродинамику велосипеда, на скорости свыше 25 кмч это прилично чувствуется, а если 2-3 раза за сезон меня случайно застанет дождь в пути, я не вижу в этом ничего ужасного, простирнуться не проблема. Поэтому если велосипед покупается для прогулок, то я не вижу смысла устанавливать на него крылья.
4. Насос - абсолютно необходимая вещь, как вы сами понимаете.
5. Инструменты - как я уже писал в начале статьи, для того, чтобы разобрать велосипед нужен чемодан инструментов и специальные навыки в придачу, но для регулировки в большинстве случаев понадобится только отвёртка и набор шестигранников, всё это есть в компактных наборах, который можно возить даже в кармане, хотя вполне возможно, что и это вам не понадобится, т.к. для регулировок тоже нужны специальные навыки.
6. Фляга и, соответственно, флягодержатель - если ехать далеко за город, то это важный прибамбас, т.к. без воды, как известно, ужасно мучит чувство жажды, но если кататься по городу, то попить можно возле любого ларька.
7. Велокомпьютер - этим громким словом именуется маленькая коробочка с жидкокристаллическим дисплеем. Эта штукенция крепится на руль и показывает скорость, расстояние, время и много другой информации объём которой зависит от модели и, естественно, цены. Само по себе это чудо техники не является необходимым атрибутом велосипедиста, но очень разнообразит езду, поэтому советую купить.

Хотя сейчас, спустя более 10 лет после написания этой статьи должен добавить, что любой смартфон сегодня умеет практически всё, что и велокомпьютер и даже больше, так что этот прибамбас уже не так актуален.

Вот те несколько рекомендаций, которые необходимы каждому начинающему велосипедисту для начала головокружительной велосипедной карьеры. Следуйте моим советами и будет вам счастье :)

 

Автор Артём Горев

КОММЕНТАРИИ

Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:

-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа "Автор некомпетентен и статья мусор".

-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.

-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице "КОНТАКТЫ", а не данную форму.

-ответ на комментарий уже содержится на странице "Часто задаваемые вопросы" (FAQ)

Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки.

Комментарии для сайта Cackle