Намедни я прочёл интересную статью, написанную американским профессиональным гонщиком Нейлом Бездеком, которая называется “Поиск правильного велосипедного тренера”. Кроме советов по подбору тренера, в ней поднимается вопрос о том, что велосипедисты в самом начале спортивной карьеры, часто тратят большие деньги на велосипеды и комплектующие высокого класса, не понимая, что несколько хороших тренировок под руководством опытного наставника могут дать гораздо больше в плане повышения спортивных результатов. Это актуально не только для иноземцев, но и для нас. Я практически всю жизнь зарабатываю продавая велосипеды и сталкиваюсь с подобным регулярно, поэтому перевёл эту статью, чтобы помочь начинающим велосипедистам правильно расставить приоритеты. Ну и конечно я не мог не высказать свои гениальные мысли по этому поводу, так что данная статья состоит из двух частей, вначале изложено моё авторитетное мнение, а затем американец как бы радостно соглашается, дополняя мои мысли советами по выбору тренера.

 

Практически на всех велофорумах спорят о том, какой производитель велосипедов (рам, вилок, переключателей и т.п.) лучше. В основном всё сводится к перепалкам типа “это брендовый велосипед, он катит, а этот не брендовый и он не катит, будешь дураком, если его купишь”, “это классная вилка, а это плюшевая” и т.п., но бывают и содержательные дискуссии, которые я читаю с интересом. В общем, обычное дело, ничего в этом такого нет, но я вижу проблему в том, что спорящие сами уверены и убеждают новичков в том, что уровень и, соответственно, цена велосипеда существенно влияют на спортивные результаты велосипедиста, а это, на мой взгляд, ошибочное мнение, которое заставляет людей тратить деньги не рационально.

Итак, если вы хотите правды, так это она.

Я профессионально занимаюсь велоспортом с 1977 года, был и гонщиком и тренером и веломехаником, а с 1990 года продаю велосипеды и весь мой опыт говорит о том, что техническое усовершенствование велосипедов безусловно влияет на улучшение спортивных результатов велосипедистов, но это влияние очень сильно преувеличено широкими кругами любителей велосипеда и, конечно, производителями.

Но это мой и только мой опыт, поэтому для того, чтобы обосновать свою точку зрения, я провёл небольшое исследование, сравнив результаты победителей в командной гонке на 4 км среди мужчин (трек) на Олимпиаде 2008 года в Пекине и Олимпиаде 1920 года в Антверпене. Временной промежуток в 88 лет кажется мне достаточно показательным, а то, что для сравнения я рассматриваю гонки на треке, минимизирует влияние ветра и состояние покрытия на результат. Хотя мы все конечно понимаем, что покрытие и условия на велотреке в 1920м году были совсем не такие как на олимпийском велотреке образца 2008 года.
Итак:

1. Антверпен 1920 год. Велотрек. Командная гонка преследования. Мужчины - 5 мин. 14,2 сек. (Ссылка
2. Пекин 2008 год. Велотрек. Командная гонка преследования. Мужчины - 3 мин. 53,3 сек. (Ссылка)

Т.о. за 88 лет результат удалось улучшить на 1 мин. 20,9 сек. В процентном соотношении улучшение составило 25,8%.

Такое улучшение было достигнуто благодаря:

-совершенствованию методик тренировок.
-научному подходу к питанию спортсмена.
-успехам фармакологии, медицины и психологии. Причём под понятием “фармакология” на сегодняшний день мы подразумеваем не только восстанавливающие препараты, но и допинг, с которым хоть и борются, но тем не менее постоянные допинговые скандалы говорят о том, что применяется он широко. В 1920м году об этом ничего не было известно.
-ну и наконец прогресс в конструировании и производстве велосипедов.

Как же нам понять, какую роль в улучшении результата играл именно последний пункт о велосипеде? Для этого я сравнил результаты победителей тех же олимпиад, но в беге на 1500 м. Бег это дисциплина, которая меньше всего зависит от спортинвентаря, поэтому улучшение результата в этом виде спорта можно будет принять как достигнутое только благодаря первым трём пунктам:

-совершенствованию систем тренировок.
-научному подходу к питанию спортсмена.
-успехам фармакологии, медицины и психологии.

Итак:

1. Антверпен 1920 год бег на 1500 м. Мужчины - 4 мин. 01,8 сек. (Ссылка)
2. Пекин 2008 год бег на 1500 м. Мужчины - 3 мин. 32,9 сек. (Ссылка)
Т.о. за 88 лет результат удалось улучшить на 28,9 сек. В процентном соотношении улучшение составило 12%.

Предположу, что если отнять от 25,8% улучшения результата в велоспорте 12% улучшения в беге мы получим приблизительную долю прогресса велостроения в динамике изменения результатов в велоспорте за последние 88 лет и эта доля составит 13,8%. Я конечно не хочу сказать, что полученный результат совершенно корректен, но даже если он больше или меньше на 5%, это не изменит общей картины.

13,8% это много или мало? На первый взгляд, это огромная прибавка к результату, достигнутая только за счёт инвентаря, т.е. не зависящего от самого гонщика фактора. Но давайте посмотрим, как выглядел трековый гоночный велосипед высокого класса в 1920м году.

1920-Wastyn-Special.jpg

И теперь сравните его с современным трековым велосипедом

track-elite.jpg

Разница в результате между гонщиками на этом драндулете и вот таком космическом аппарате , согласно расчётам составляет всего 13,8%. А теперь прикиньте, какую прибавку к результату выполучите, сменив свой современный велосипед за 500 долларов на другой за 3.000 долларов?

Не подумайте, что я пытаюсь убедить людей ездить на дешёвых низкокачественных велосипедах, понятно, что если у вашего велосипеда кривая рама и с трудом крутятся колёса, то никакие тренировки вам не помогут. Велосипед, на котором вы можете достичь высоких спортивных результатов, может быть совсем простым, но он обязательно должен быть высококачественным и соответствовать выбранному стилю езды. Посмотрите на фото гоночного велосипеда 1920 года, да он тяжёлый, да оборудование на нём допотопное, да, выглядит он как металлолом, но уверяю вас, это высококачественная гоночная машина с прекрасными ходовыми характеристиками, и современные высокие технологии не сделали никакой революции, они лишь немного улучшили его. 
Безусловно, если финансы позволяют вам купить дорогой профессиональный велосипед, то почему вы должны себе отказывать в этом удовольствии? Но если уж купили, то тренируйтесь ещё больше, т.к. очень обидно, когда соперники обгоняют тебя на велосипедах, которые стоят раза в три дешевле.

Начиная примерно с 1980 года стали развиваться велосипедные дисциплины, которые предъявили совсем другие требования к велосипеду, понадобилось не только быстро ездить, но и, образно говоря, прыгать с крыш гаражей. Но и в этих дисциплинах есть эффективные классические конструкции, улучшения которых не приводят к значительным изменениям результатов. Вот пример теста, подтвержающего мою точку зрения

 

В этом небольшом исследовании я хотел показать, что путь к успеху в велоспорте лежит через ежедневные тренировки под руководством опытного тренера, владеющего традиционными методиками тренировок, а многотысячные инвестиции в улучшение велосипеда (как впрочем и в новейшие системы тренировок, которые тоже не сделали революции) оправданы на высших стадиях, когда вы начинаете регулярно участвовать в элитных гонках с высочайшим уровнем конкуренции, в которых судьбу первого места часто решают доли секунды.

Ну вот, всё, что хотел я сказал, так что можем переходить к, собственно, статье американца.

Neil-Bezdek.jpg

Neil Bezdek, автор этой статьи, профессиональный американский гонщик, который начал свою карьеру с работы велокурьером в Нью-Йорке. В 2008 году он начал учавствовать в гонках и всего за два сезона прошёл путь от новичка до профессионала, в 2010 году его наняли в команду Team Mountain Khakis.

Ссылка на оригинал статьи http://blogs.bicycling.com/blogs/ramblingman/finding-the-right-cycling-coach

"Зимой, после моего первого гоночного сезона я начал подумывать о том, как мне улучшить мои результаты в следующем сезоне. Вариантов было немного и они требовали финансовых вложений, а т.к. финансы были ограничены, то пришлось выбирать, апгрейдить мой старый велосипед купив крутые гоночные колёса или нанять тренера.

После нескольких недель мучительных раздумий я решил проигнорировать постоянные насмешки знакомых над моим велосипедом и выбрать вариант с тренером.

Инвестиции окупились. После зимних тренировок я показал в весенних стартах такую скорость и стабильность, которых сам от себя не ожидал. К середине сезона я уже ездил на велосипеде о котором не мог даже мечтать, только теперь он был предоставлен спонсорами, а приятелей, которые насмехались над моим старым велосипедом я побеждал без проблем.

У меня нет ни малейших сомнений в том, что если бы я тогда сдался и купил те колёса, то моя велосипедная карьера и даже жизнь сложилась совсем иначе.

Три года, сотни гонок и тысячи часов тренировок прошло с тех пор, но я до сих пор ежедневно работаю со своим тренером. Конечно профессиональные команды влияют на тренировочный процесс своих гонщиков, иногда даже предоставляя услуги врачей и других специалистов, но подготовка к гонкам и профессиональная карьера в конечном счёте твоя и только твоя ответственность. А по причине того, что из команды вылететь очень легко, то многолетняя работа с независимым тренером это обычная инвестиция даже для опытных и успешных гонщиков.

Наем велосипедного тренера означает намного больше, чем покупка индивидуального плана обучения. Тренера предлагают такой уровень ответственности и объективности, который даже самый высокий уровень самообразования и научного понимания вопроса не смогут обеспечить.

Но работа тренера не ограничивается просто тренировками. Хороший тренер это лидер ваших болельщиков в хорошие времена, строгий наставник, когда вам нужен пинок под зад, голос разума, когда у вас срывает крышу, и жилетка в которую вы можете поплакаться в период тяжёлых неудач.

Должен сказать, что вам не обязательно быть элитным гонщиком, чтобы получать бонусы от работы с тренером. У всех нас есть что-то, что мы можем получить от езды на велосипеде. Если ваша цель сбросить 15 кг, или проехать без остановок 100 км, или завести новые профессиональные контакты, возможно имеет смысл заручится некоторой профессиональной помощью.

Сам я не тренер, но тем не менее, как опытный пользователь, я могу дать несколько советов тому, перед кем сейчас стоит проблема поиска наставника:

Ищите тренера с высокой профессиональной квалификацией. 

Выбор тренера ничем не отличается от найма любого работника. Во время моего последнего раунда приёма на работу я провёл серию интервью с потенциальными кандидатами, узнал как отзываются о них другие спортсмены, навёл справки об их образовании и квалификации и изучил их работу.

Ищите такого тренера, цели которого совпадали бы с вашими.

Работа тренера заключается в том, чтобы помочь вам достичь определённых целей. В моём случае целью было добиться успеха в качестве профессионального гонщика, испытывая при этом максимум положительных эмоций. Мой тренер оказался правильным парнем для такой работы, т.к. он сам бывший профессиональный гонщик, он работал с подобными клиентами, знает как организовать тренировочный процесс и может прервать тренировку только ради того, чтобы постоять и насладится прекрасным видом, внезапно появившимся из-за поворота.

Определите свои слабые стороны.

Правильный тренер должен, с одной стороны, понимать и разделять вашу велосипедную философию, но, с другой стороны, он должен совершенствовать вашу личность. Если вам сложно преодолевать свою лень, найдите человека, который обещает помочь вам воспитать в себе ответственное отношение к тренировкам. Если вы наоборот слишком изводите себя чрезмерными нагрузками, ищите тренера, который поддерживал бы ваше трудолюбие, но знал когда нужно дать команду расслабится.

Учитывайте расстояние.

Многие компании предлагают удалённые услуги, но ничто не может заменить личного взаимодействия с тренером. Такие услуги, как подгонка велосипеда, лабораторное тестирование и обучение навыкам езды практически невозможно обеспечить по телефону. Я лично работаю с тренером, который также тренирует капитана нашей команды, мне это выгодно, т.к. я постоянно нахожусь под надзором тренера и это помогает мне лучше понимать нашего капитана."

 

Автор Артём Горев

Если эта тема вас интересует, прочтите ещё статью "Дешёвый велосипед против гоночного супербайка"

КОММЕНТАРИИ

Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:

-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа "Автор некомпетентен и статья мусор".

-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.

-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице "КОНТАКТЫ", а не данную форму.

-ответ на комментарий уже содержится на странице "Часто задаваемые вопросы" (FAQ)

Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки.

Комментарии для сайта Cackle