Все считают карбоновые рамы лучшими. Весьма похвальное единодушие, скажете вы, но почему же мир тотально не пересел на карбон??? Спокойно, чайники, сейчас объясню. Сегодня углепластик (карбон, карбонопластик, от англ. carbon — углерод) - композитный материал на основе смол и углеродных волокон - действительно лучший материал для изготовления велосипедных рам, но очень, зараза, дорогой - разница в цене между хорошими карбоновой и алюминиевой рамами может достигать $1000.

CRFQDBsUkAA3mUY.jpg

Эта разница и является единственным мотивом для большинства байкеров продолжать ездить на алюминии. Включая меня. С удовольствием пересяду на карбон, когда сочту, что баланс цены и эффективности соответствует личным потребностям, как это, например, случилось, когда я пересел с обычного на электровелосипед. Пока баланс смещён в сторону цены, найдётся лучшее применение моим деньгам.

И, раз уж об этом зашёл разговор, мне не нравится истерический ажиотаж вокруг любых новых разработок, затрудняющий процесс принятия взвешенного решения покупателем. 

Я, кстати, даже планировал написать статью на тему сравнения обоих типов рам, ведь, несмотря на то, что погонятся ни на карбоне ни на алюминии не успел, опыт использования есть. Плюс я потребляю много информации о велосипедах, а личный опыт усиленный теоретической подготовкой позволяет видеть всю картину там, где большинство видит отдельные фрагменты. О том, что профессиональный опыт составил на сегодня уже 43 года, я даже думать не хочу.

old-racer.jpg

Гонимый вперёд чувством долга, превозмогая лень и старческую немощь, я даже начал было работу над статьёй, но вовремя натолкнулся на роскошную работу известной американской велопутешественницы Bruce Lin, в которой всё изложено так, как я и хотел, но лучше. Ура, писать самому не нужно! Везучий же я парень, господа велосипедисты!
Перевод и картинки мои, наслаждайтесь.

Источник: FRAME MATERIAL: CARBON VS. ALUMINUM

 

Комфорт
Вес
Податливость и жесткость
Долговечность
Стоимость
Внешний вид

 


Выбор правильного велосипеда включает выбор правильной рамы и материал из которого она сделана имеет значение.
Большинство велосипедных рам сделано из стали, титана, алюминия или углеродного волокна. Сталь и титан - самые популярные варианты изготовления велосипедов на заказ, но подавляющее большинство современных велосипедов сделано из алюминия или углеродного волокна. Некоторые байкеры предпочитают одного другому, для большинства же выбор между ними является более нюансированной проблемой и требует тщательного взвешивания преимуществ и недостатков каждого из них. Вот факторы, которые следует учитывать при выборе.  


Комфорт

Комфорт - сложная тема, потому что она не совсем объективна и в значительной степени основана на предпочтениях велосипедистов. 
Общепринятым мнением в области езды на велосипеде является то, что алюминиевые рамы жёсткие, а карбоновые - эластичные. Немного забегая вперёд скажу, что теперь эта мудрость не так актуальна. Это было верно 20 лет назад, когда алюминиевые рамы изготовлялись с использованием традиционных для тех лет технологий. Алюминий на самом деле является довольно мягким металлом, поэтому в те годы, чтобы алюминиевые рамы не уступали в прочности стальным, производители использовали толстостенные трубы. Это делало алюминиевые рамы очень жесткими, что было хорошо для гонщиков, которые хотели получить максимальную передачу мощности, но некомфортно для большинства обычных велосипедистов.

old alu frame.jpg

Что касается карбоновых рам, то качество езды на них уже давно является заявленным преимуществом. Карбон уникален тем, что рама может быть сконструирована так, чтобы быть жесткой в одних направлениях и податливой в других. Т.о. она обеспечивает комфорт на неровных дорогах, сравнимый со стандартными стальными и титановыми велосипедами, и в то же время достаточную жесткость в ​​ключевых областях для более эффективной передачи энергии. Маркетологи описывают такого рода магические качества как «жесткость в поперечном направлении и вертикальную податливость». Карбон как материал также имеет тенденцию демпфировать вибрацию лучше, чем алюминий, просто из-за свойств материала.

Однако за последние пару десятилетий инвестиции в передовые технологии производства рам значительно сократили разрыв в комфорте между алюминием и карбоном. Сегодня процесс гидроформирования алюминия позволяет производителям изменять форму алюминиевых труб по всей их длине для улучшения таких характеристик рамы, как жесткость в поперечном направлении и вертикальная податливость. Эта технология также позволяет изменять толщину стенок труб делая их тонкими на слабонагруженных участках (иногда такими же тонкими как стенка пивной банки) и более толстыми там, где необходимы жесткость и прочность. Все это означает, что современные алюминиевые рамы почти так же комфортны на дорогах, как их карбоновые аналоги.

Но, по правде говоря, объективно оценить разницу в комфорте между двумя однотипными велосипедами невероятно сложно. Гораздо проще это сделать с велосипедами разных конструкций. Очевидно, что гоночный велосипед гораздо менее удобен, чем туристический, независимо от того, из чего сделана рама. Существует две вещи, которые гораздо больше материала рамы влияют на уровень комфорта, это шины и точки соприкосновения тела и велосипеда. Использование более широких и мягких шин и снижение давления в них создадут наиболее ощутимый комфорт. Такие вещи, как более удобные рули и сиденья также имеют большое значение. Даже простая замена обмотки руля может заметно повысить удовольствие от езды.

2018-Diverge-details.jpg

Итог: 

  • Карбон имеет небольшое преимущество в данном вопросе.
  • Материал рамы часто является второстепенным по сравнению с другими более важными факторами. 
  • При покупке обращайте внимание на то, для чего предназначен велосипед, посмотрите на такие вещи, как зазор между шинами и рамой, посадка и геометрия. 
  • Независимо от материала рамы, комфорт всегда можно отрегулировать или улучшить.

Вес

Вес это то, что волнует многих байкеров. Даже если вы не маньяк облегчения, наличие более легкого велосипеда может улучшить впечатление от езды, упрощая езду в подъем, ускорение и маневрирование. Можно производить очень легкие и эффективные велосипеды как из алюминия, так и из карбона, но карбон общепризнанный лидер в этой области. Карбоновая рама почти всегда будет легче алюминиевого эквивалента, т.к. в соотношении прочности к  весу, мало материалов могут приблизиться к углеродному волокну.  

Но карбон бывает разным. Сорта с низким содержанием углеродного волокна содержит больше наполнителей, что снижает стоимость, но увеличивает вес. Такая рама вполне может весить больше, чем алюминиевая высокого класса. З дешевої рибки погана юшка. Тем не менее для самых легких рам карбон - лучший вариант. Многие крупные производители в настоящее время производят карбоновые шоссейники весящие менее 7 кг и кросскантрийники менее 9 кг. Эти супербайки легко доступны. Если у вас есть деньги конечно.

2020-02-16_14-01_201.jpg

Сверхлегкие карбоновые велосипеды - это круто, но вряд ли средний пользователь сможет извлечь из них реальную пользу. Большинство байкеров только за счет похудения могут получить такой же или даже больший прирост производительности за гораздо меньшие деньги. К тому же большинство велосипедистов, вероятно, даже не заметят разницу в весе между велосипедами с алюминиевой и карбоновой рамами и одинаковым оборудованием, т.к. она составляет примерно полкило-килограмм. Только когда вы начинаете достигать высших эшелонов спорта в качестве высококонкурентного гонщика с тонко настроенным телом, преимущества сверхлегкого карбона могут действительно дать вам преимущество.

legs.jpg

Стоит также отметить, что рама вносит только часть общего веса. Компоненты составляют другую половину уравнения. Карбоновая рама с компонентами начального уровня может весить столько же или больше, чем хорошая алюминиевая рама с высококлассными компонентами. Колеса, в частности, будут иметь огромное значение для веса и ходовых качеств велосипеда.

Итог: 

Податливость и жесткость

Одна из впечатляющих особенностей современных велосипедов - они могут быть жесткими в ​​поперечном направлении и податливыми в вертикальном без каких либо побочных негативных эффектов. Когда вы сильно крутите педали или ныряете в поворот, хорошая рама должна быть жесткой в ​​поперечном направлении, чтобы противостоять крутящим силам, пытающимся снизить мощность или ухудшить управляемость. Современные карбоновые и алюминиевые рамы разработаны с учетом этого.

uphill.jpg

Какой материал справляется с этой задачей лучше? Технически это карбон. Но производители делают абсолютно конкурентоспособные рамы и из алюминия, используя для контроля характеристик трубы различной формы со стенками различной толщины. Преимущество карбона в том, что в качестве материала он имеет больший потенциал для тюнинга. Он позволяет точнее достигать желаемых характеристик рамы просто изменяя толщину материала или направление укладки углеродных волокон. Раму можно сделать жесткой в одном конкретном направлении и в одном конкретном месте. Инженеры, зная как рама движется, могут эффективнее максимизировать ее производительность.

Однако преимущество перед алюминием может оказаться незначительным для конечного пользователя. Несмотря на то, что карбон теоретически лучше, фактически подавляющее большинство современных велосипедов достаточно жесткие и отзывчивые, и любые рекламируемые преимущества одной рамы над другой часто бывают настолько незначительны, что их могут оценить только самые привередливые или наиболее опытные байкеры. Если бы у вас была одна и та же модель велосипеда из карбона и алюминия, вы бы, вероятно, замечали разницу только в момент смены одного на другой.

Итог: 

  • И карбоновые, и алюминиевые рамы проектируются отзывчивыми и жесткими.
  • Отзывчивость и жесткость карбоновых рам могут быть спроектированы и настроены на более высокий уровень, и им можно тонко управлять, давая карбону небольшое преимущество над алюминием. 
  • Большинство средних байкеров не извлекут из этой разницы реальной пользы.


Долговечность

Один наибольших страхов, которые испытывают многие байкеры, это повреждение дорогой карбоновой рамы. Соотношение прочности и веса углеродного волокна  выше, чем у стали. Именно поэтому он широко используется в аэрокосмической промышленности и автоспорте. Но в мире велоспорта карбон не имеет рекордных показателей. Поговорите с любой группой велосипедистов, и вы, вероятно, услышите множество историй о растрескивании и даже разрушении карбоновых рам.

Однако это не повод сомневаться в прочности карбона. Это материал стал приоритетом на самом высоком спортивном уровне, и не использовался бы в отрасли, не будь он достаточно прочен. Тот факт, что карбон по существу стал материалом рам для высококлассных эндуро и горных велосипедов, говорит о его долговечности в самых суровых условиях катания.

Тем не менее, существует множество случаев повреждения карбона во время нетипичных аварийных ситуаций. Карбоновые рамы разработаны для того, чтобы хорошо и долго работать в обычных условиях катания, а их повреждение почти всегда является результатом воздействия сил, с которыми рама никогда не должна была столкнуться, и не рассчитана на выживание в подобных ситуациях. (Например, удар такой силы, что мог повредить и металл, столкновение с автомобилем или столбом - это события, на которые карбоновые рамы не рассчитаны). Несмотря на свою прочность, карбон является довольно хрупким материалом, и некоторые чрезмерные или сфокусированные удары могут привести к его растрескиванию.

E0FWxeh.jpg

После таких повреждений дальнейшее использование рамы небезопасно и она подлежит замене. К сожалению, проектирование неразрушимой карбоновой велосипедной рамы, сделает её бесполезно тяжелой.   

Алюминиевые рамы значительно дешевле, и могут оставаться пригодными для использования даже в повреждённом состоянии. Именно поэтому они популярны в велосипедных дисциплинах с высокими рисками, таких как любительские критериумы, скоростной спуск и фрирайд, в общем везде, где существует высокая вероятность падения. Многие байкеры чувствуют себя намного комфортнее, разбивая алюминиевый велосипед, а не карбоновый. Но алюминий также не защищен от повреждений, вмятины могут поставить под угрозу и алюминиевую раму.

DSCF0888 (640x360).jpg

В сварных швах могут появиться трещины, которые в конечном итоге могут привести к разрушению.

Crack.JPG

И это касается рам из любого металла.   

Велосипедные рамы служат запредельно долго, если их правильно используют и обслуживают. Углепластик гипотетически имеет неопределенную усталостную долговечность. Алюминий, с другой стороны, накапливает усталостные изменения и имеет более ограниченный срок службы. Но для абсолютного большинства байкеров это не повод для беспокойства, потому что для достижения предела потребовалось бы абсурдное количество езды и времени.

Независимо от материала рамы, важно следить за своим велосипедом, чтобы обеспечить его безопасное использование. Самый простой способ узнать, треснул ли карбон, это нажать на область, получившую повреждение. Повреждения алюминия могут варьироваться от косметических пятен, которые обычно являются мелкими и гладкими, до структурных повреждений, происходящих от вмятин более глубоких или имеющих более острые углы. Но всегда лучше, если ваш велосипед осмотрит проверенный профессионал.

Одно небольшое преимущество карбона состоит в том, что его иногда можно профессионально отремонтировать после растрескивания. Но вам придётся искать настоящего профи, специализирующегося на данном виде ремонта, иначе вы подвергаете опасности здоровье и даже жизнь.

Carbon-Repair-Trek.jpg

А при покупке подержанных велосипедов всегда внимательно осматривайте рамы на предмет повреждений, независимо от материала.

Итог:

  • Современные рамы весьма долговечны если на велосипеде ездить, а не падать.
  • Неудачи и падения могут случиться с кем угодно, и в этих случаях алюминий исторически считается более прочным, долговечным и более дешевым в замене. 
  • За карбоном следует тщательно следить, но иногда его можно починить, если есть небольшие повреждения.


Стоимость

Здесь нет никакого реального соперничества. Карбон гораздо дороже. Обойти это невозможно, потому что здесь задействовано больше инженерных разработок, производственный процесс более трудоемкий, и для этого требуются специализированные пресс-формы, которые еще больше увеличивают стоимость.

how-carbon-bicycle-frames-are-made-Allied-Cycle-Works-23.jpg

Алюминиевые рамы могут быть изготовлены автоматически, а для укладки углеродного волокна все еще требуется много ручной работы. Высокая цена может быть немного компенсирована использованием низкоуглеродистого карбона, что означает, что в нем больше наполнителя. Это, однако, увеличивает вес, снижая одно из самых больших преимуществ карбона по сравнению с алюминием.

При рассмотрении велосипедов одинаковой цены, алюминиевый, как правило, будет иметь компоненты более высокого уровня, чем карбоновый, а они очень сильно влияют на производительность велосипеда. Т.о. существует баланс между платой за матреиал рамы и уровень комплектующих. Карбоновая рама с худшими компонентами может стоить столько же, сколько алюминиевая рама с лучшими. В общем, тягостные раздумья о том, на что же в итоге потратить деньги, это та ещё развлекуха. Впрочем есть общий совет о том, как тратить деньги в велосипедном мире: если вы не можете позволить себе заменить что-либо, не покупайте это.

Итог: 

  • Алюминий дешевле. 
  • Что лучше, а что хуже, в большинстве случаев зависит от вкуса или восприятия. 
  • Хорошие велосипеды производятся в любой ценовой категории. 
  • Более низкая стоимость алюминиевых рам даёт дополнительную возможность использовать компоненты более высокого класса.


Внешний вид

Внедрение карбона открыло новые возможности в дизайне велосипедов. Плавные изгибы и крутые формы современных рам были невообразимы в эпоху стали и титана.

Christopher Froome.jpg

Но на сегодняшний день БОЛЬШИНСТВО велосипедов выглядят чертовски хорошо, т.к. технологии достигли уровня, позволяющего производить алюминиевые рамы очень похожие на их карбоновые аналоги. Гидроформинг позволяет производителям придавать им аэродинамическую форму, а гладкие швы делают некоторые новые рамы практически неотличимыми от карбоновых на расстоянии.

Specialized S-Works Allez2.jpg

Но для некоторых байкеров сварные швы также могут быть признаком красоты. Идеальная, чистая и ровная сварка великолепного качества может придать велосипеду брутальный вид надёжной рабочей лошадки для экстремалов.

beefy welds1.jpg

В общем, на колір та смак товариш не всяк, кому-то нравится карбон, а кто-то очарован алюминием.

Часто байкеры рассматривают карбон как символ статуса и сама мысль опустится до алюминия заставляет их поёжиться. Есть и другие, кто рассматривает покупку карбонового велосипеда как ненужный дорогой понт. Но красивый велосипед может быть сделан из чего угодно, если все сделано правильно, а статусность это всё же не элемент дизайна.

Итог: красота в глазах смотрящего, катайся на чём хочешь!

В целом, вы должны понимать, что эффективность езды намного больше зависит от байкера, чем от велосипеда, поэтому выбирайте раму хоть деревянную, если она сделает вас счастливее, ведь счастье, в конечном итоге, и есть цель покупки велосипеда.
 

20190125_131133.jpg