“Что? Какие ещё электровелосипеды? Я что, старый дед стачетырнадцати лет, чтобы ездить с моторчиком?  Я в хорошей физической форме и буду ездить на нормальном велосипеде как нормальный мужик.” Так я рассуждал ещё в начале 2018 го. А чего вы ждали от человека, который занимается велоспортом с 1977 года? Я себя имею ввиду. В течение жизни голову заполняют стереотипы и понимание того, что мир изменился, с годами начинает, увы, запаздывать. Но продажи электровелосипедов растут на 100% в год, причём признаков замедления не видно. Трудно было не осознать. Первое, что я сделал после осознания, задал себе вопрос - почему люди так активно покупают электровелосипеды? Конечно приятно, когда моторчик помогает тебе ехать, но одним этим фактом тренд не объяснить, так как у электроскутеров тоже есть мотор и даже педали крутить не нужно (хочу объяснить тем, кто пока не в теме, что в отличие от скутера, у электровелосипеда нет кнопочки, на которую можно нажать и ехать, двигатель только помогает крутить педали). Я, естественно, покопался в гугле в поиске ответов, но остался недоволен результатом, поэтому оставался единственный путь к истине - попробовать на себе. Как раз удачно наступил октябрь, время отпусков для торговцев велосипедами, и я поехал путешествовать по Франции вместе с электровелосипедом Orbea Keram 30.

 

      Личный опыт — это таки важная штука, после тысячи км я получил ответы на все интересующие меня вопросы. 

      Итак, чем же так хорош электровелосипед? Чем он лучше обычного велосипеда и скутера? Излагаю по пунктам в произвольной форме.

 

  1. Вес электровелосипеда 
  2. Запас хода электровелосипеда
  3. Физическая нагрузка на электровелосипеде
  4. Электровелосипед и спорт
  5. Электровелосипед и безопасность
  6. Эксплуатационные расходы электровелосипеда
  7. Цена электровелосипеда

 

orbea-keram-30-2018.JPG 

Вес электровелосипеда 

      Я ещё раз убедился в том, что влияние веса велосипеда на ходовые характеристики в условиях обычной эксплуатации несущественно. Мой электробайк весит более 20 кг, но я этого практически не ощущаю, с отключенной поддержкой он не особенно отличается от аналога без мотора. Даже несмотря на то, что выключенный двигатель немного притормаживает вал каретки. Таким образом, с севшей батареей доехать до цели можно практически как на обычном велосипеде. 

      Вес имеет значение только в случае, когда велосипед приходится тащить вверх по лестнице или в незаезжабельный подъём. Пока не знаю как эта проблема решена у других производителей, но Bosch предусмотрел на пульте кнопку “WALK”, которая переводит двигатель в режим ходьбы, после чего удерживание кнопки “+”, заставляет велосипед двигаться со скоростью пешехода, он едет сам и тащит вас. TERN_VEKTRON_09.jpg

Запас хода электровелосипеда  

      Orbea Keram 30 комплектуется двигателем Bosch Active Line. С помощью трёх датчиков он 1000 раз в секунду определяет силу давления на педали (крутящий момент) и добавляет проценты мощности, причём когда вы переключаете передачу, датчики это чувствуют и на долю секунды снижают мощность двигателя. Имеется четыре режима поддержки - режим ECO добавляет 40%, режимы TOUR, SPORT и TURBO соответственно 100, 170 и 250%. Изменение режимов происходит путём нажатия кнопок "+" и "-" на пульте, который крепится на руле. По этой ссылке https://www.bosch-ebike.com/en/service/range-assistant/ можно воспользоваться довольно точным калькулятором и рассчитать запас хода в разных условиях. 

      На практике в поездках до 100 км с батареей PowerPack 400 у меня ни разу не возникло необходимости сажать батарею в ноль. На умеренно холмистых маршрутах, которые составляли 90% путешествия, я почти всегда использовал режим ECO или ехал с выключенным двигателем, а более высокие режимы включал на тяжёлых подъёмах или когда начинало темнеть, а ускорится сил уже не оставалось. Но даже если бы батарея села, зарядить её на 50% можно за полтора часа, найти розетку в пути не проблема. 

Физическая нагрузка на электровелосипеде  

      Нагрузку определяет не рельеф, не сила ветра, не состояние покрытия или отсутствие такового, а вы сами. Фактически это ездящий велотренажёр.

И вот что это нам даёт: 

  • намного больше удовольствия, т.к. устаёшь настолько, насколько сам хочешь. А больше удовольствия - чаще выезжаешь. И, конечно, это гораздо приятнее чем крутить педали на велотренажёре стационарном. 

  • можно смело планировать дальние маршруты по любому рельефу, не боясь, что силы оставят где-то посередине и будет больно вспоминать этот день. 

  • начинающие велосипедисты могут ехать в одной компании с опытными не отставая. 

  • до работы вы добираетесь бодрым, но не вспотевшим. При этом быстро и практически бесплатно. 

  • даунхилл (скоростной спуск) на электробайке это чистый наркотик, заезжать в гору можно как на подъёмнике. 

Электровелосипед и спорт 

      Несовместимые понятия? Тысячи километров мне хватило, чтобы понять, что это не так. В данном типе электробайков мотор поддерживает педалирование до скорости 25 кмч после чего выключается. При поддержке двигателя из этих 25 кмч выезжаешь легко и едешь своим ходом пока усталость не заставит вернутся в зону комфорта. Отдохнув, набираешь скорость и опять уезжаешь в зону самостоятельного педалирования. И так много раз на протяжении маршрута. В таком режиме с каждым выездом поддержка двигателя будет вам нужна всё меньше, и со временем он будет включаться только на особо сложных участках. Вы мягко и незаметно тренируете организм, получая при этом максимум удовольствия от покатушки.  

      Совершенно согласен с теми, кто скажет, что того же эффекта возможно достичь и на обычном велосипеде, но фишка в том, что на велосипеде без мотора понадобятся целенаправленные тренировки, связанные с переутомлением и мобилизацией воли. Как бывший гонщик скажу, что радости от тяжёлых тренировок нет никакой. Победы в гонках радуют, тяжелые тренировки нет. У спортсменов другого выхода нет, а вам зачем себя мучить? Тренировка с удовольствием эффективнее тренировки через силу. Не удивлюсь, если эта методика найдёт своё место в процессе подготовки гонщиков. И хотя я о таких методиках пока не слышал, но зачем то Pinarello сделали электрический шоссейник NYTRO CARBON T700 по своим характеристикам близкий к гоночным моделям?

2019-02-03_13-58_996.jpg

Электровелосипед и безопасность

      Обычно называют три фактора, которые могут сделать электровелосипед менее безопасным по сравнению с обычным: 

  • самовозгорание аккумулятора.  

Ни в сети, ни в жизни мне не встречались такие случаи с аккумуляторами Bosch и других серьёзных производителей, продукцию которых я и рассматриваю в данной статье. Предположу, что такие случаи всё же есть, но количество их повидимому ничтожно. 

  • электровелосипед ощутимо тяжелее и когда пересаживаешься с обычного байка необходимо учитывать, что лишние килограммы влияют на тормозной путь.  

Тормозная система велосипеда рассчитана на широкий диапазон веса велосипедиста и лишние 5-6 килограмм не могут повлиять на эффективность торможения, а привыкнуть к лишним килограммам можно за пять минут. 

  • более высокая скорость по сравнению с обычным велосипедом означает бОльшую вероятность падения и получения более серьёзных травм. 

Довод актуален только для электроскутеров, т.к. у электровелосипеда на скорости 25 кмч двигатель отключается и ваша средняя скорость будет сравнима со скоростью обычного велосипеда. 

В противовес приведу три фактора, которые делают электровелосипед более безопасным: 

  • ширина покрышки ощутимо влияет на ходовые качества велосипеда, поэтому шоссейники гоняются на покрышках шириной 20-25 мм. Но обратной стороной улучшения ходовых качеств является больший тормозной путь и худшее сцепление на поворотах, особенно на мокрой дороге.

    2019-02-03_10-21_141.jpg

    А в условиях отсутствия дорог вообще всё сложно. Поэтому выбор покрышек — это, по существу, выбор между скоростью и безопасностью. Электровелосипед разрешает эту дилемму в пользу безопасности. Когда двигатель даёт вам прибавку 40-250%, то ходовыми характеристиками покрышек вполне можно пренебречь и кататься на широких, т.к. запас хода не самого мощного аккумулятора PowerPack 400 будет 35-140 км в зависимости от режима поддержки, рельефа и покрытия. Мой опыт говорит, что на дистанции до 100 км посадить батарею можно только если поставить перед собой такую цель. К тому же вы получаете универсальный велосипед, на котором сможете съехать с дороги в любой момент. И раз уж пошёл такой разговор, не могу не добавить, что тратить большие деньги на облегчение электровелосипеда тоже смысла нет, т.к. бонусом, который даст минус несколько килограмм, тоже можно пренебречь. 

  • Усталость ослабляет внимание и замедляет реакцию, а в критическом состоянии даже притупляется инстинкт самосохранения. Со мной такое случалось, поедешь сотку, вроде бы ничего такого, а организм подвёл и на полпути вдруг так срубило, что еле педали крутишь, а через пару часов уже стемнеет и похолодает, а до цели ещё 50 км и пара тягунов. И вот едешь, а тебе всё хуже и в глазах плывёт... Только рефлексы, выработанные многолетним опытом, помогают не попасть под колёса или не улететь в кювет.2019-02-03_10-26_274.jpg У многих такого опыта нет. И рефлексов тоже. Опасно и невесело это. А на электровелосипеде проблема решается просто, включил мотор и доехал домой на расслабоне. Профит! 

  • Любой спорт имеет свои профессиональные заболевания. Велоспорт — это травмы коленных (и, в несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения физиологии человека) нагрузку — это выдержка из статьи “Как велосипедисту уберечь колени”, которую я разместил на сайте много лет назад. Советую прочесть. Если не хотите, то вот вам суть - колени не рассчитаны на большую нагрузку в согнутом состоянии, а велосипед как раз такую нагрузку и даёт, что может привести к болям в коленях, а в перспективе к артрозу. 

    артроз коленного сустава

    Решение проблемы в использовании низких передач. Другими словами, чтобы минимизировать нагрузку на колени, педалировать нужно часто и легко, а не медленно и тяжело. Но теперь есть ещё одно решение - электровелосипед. Если двигатель помогает вам крутить педали, то нагрузка на колени становится меньше и велосипедист, который по незнанию или нежеланию использует высокие передачи получит артроз с гораздо меньшей вероятностью, а о тех, кто всё делает правильно, и говорить нечего, они молодцы и им вообще ничего не угрожает. Профит! 

Эксплуатационные расходы электровелосипеда 

      Кроме обычных велосипедных трат на обслуживание, электровелосипед имеет специфические статьи расходов: 

  • Заявленный производителем срок эффективной службы аккумулятора примерно 50000 км. Склонен верить. Рассматриваемую модель PowerPack 400 сейчас, зимой 2019 года, можно купить примерно за 450 евро и если прибавить к этому стоимость электроэнергии, то сто км обходится примерно в один евро. На мой взгляд, это неплохо.

  • Двигатель даёт дополнительную нагрузку на цепь, шестерни и заднюю втулку. Хорошие втулки обычно ходят десятки тысяч км и даже если износ увеличится в два раза, это не слишком ударит по карману. Что касается цепей и шестерёнок, то существует несколько теорий периодичности их замены, но лично я придерживаюсь такого порядка - меняю одновременно цепь и кассету раз примерно в 5000 км. Если регулярно использовать слишком высокие передачи и неправильно смазывать цепь, то придётся эту процедуру проделывать чаще. Цепь и кассета приемлемого качества стоит примерно 25 евро, так что к каждым 100 км нужно добавить максимум 0,5 евро в сравнении с обычным велосипедом. 

      На мой взгляд, эксплуатационные расходы электровелосипеда в 1,5 евро на 100 км вполне приемлемы учитывая его преимущества. К тому же есть все основания полагать, что расходы значительно снизятся уже ближайшие несколько лет. 

Цена электровелосипеда 

      И вот мы подошли к главной проблеме не позволяющей электровелосипеду захватить мир. Стоимость тестируемого Orbea Keram 30 составляет 2000 евро и это на сегодня (2019 год) нижний ценовой уровень для качественных велосипедов с электродвигателем кареточного типа. Мотор-колесо тоже неплохая вещь и стоит раза в два дешевле, но по ряду характеристик уступает кареточному. Причём дешевле, но всё равно дорого! Даже с учётом того, что цена будет падать, в ближайшие годы она не приблизится к возможностям массового покупателя.  

      Но давайте разберёмся. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что увлечённые байкеры, совершенно не планирующие участие в гонках, готовы тратить тысячи евро на покупку карбоновых рам и другого гоночного оборудования. Зачем это им? Если не брать в расчёт тех, кому нравится сам факт обладания дорогими и красивыми вещами или маньяков облегчения, то только затем, чтобы ездить быстрее и дальше при тех же физических возможностях. Но такие апгрейды при всей своей дороговизне в сумме дают бонус около 10%, я это доказал в статье “ДЕШЁВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ПРОТИВ ГОНОЧНОГО СУПЕРБАЙКА”, так не логичнее ли потратить 2000 евро на велосипед, который даст вам 40-250% бонуса? По-моему, ответ очевиден.  

      Ещё одна категория велосипедистов, готовых тратить тысячи евро на гоночные велосипеды, это гонщики-аматоры или те, кто планирует ими стать. Было бы странно убеждать их ездить на электровелосипедах. Я и не буду. Я зайду с другой стороны и расскажу, что я думаю о спорте. Итак, иногда меня спрашивают, почему я, не самый последний гонщик в прошлом, находящийся в не самой плохой физической форме сейчас, не выступаю в ветеранских гонках. “Зачем?” - Отвечаю я вопросом на вопрос. Велотуризм и простые покатушки приносят мне радость и необходимую для здоровья физическую активность. Но спорт — это совсем другое дело. Спорт вреден, как вредны любые чрезмерные физические нагрузки. Это общеизвестный факт. Спортом можно заниматься только под руководством профессиональных тренеров и постоянным врачебным контролем. И это отнюдь не гарантирует, что ваше здоровье не пострадает. Мне от спорта досталась гипертрофия левого желудочка сердца и аритмия, которые не переросли в серьезную болезнь только потому, что проблема была вовремя замечена на медосмотре. Я на год был отстранён от стартов и прошёл курс лечения в физкультурном диспансере. А с возрастом организм хуже переносит тяжёлые физические нагрузки и даже если ты фанат здорового образа жизни, то в любом случае: 

  • сосуды становятся менее эластичными и скачёк давления во время экстремальных нагрузок может закончится инсультом 

  • реакция притупляется, зрение ухудшается и вероятность не справится с управлением на критических скоростях становится неиллюзорной, а травму в зрелом возрасте получить гораздо проще и она, скорее всего, будет тяжелее. 

  • лечение травм и посттравматическое восстановление может занять гораздо больше времени и денег. При этом полного выздоровления можно и не достичь. 

  • тяжёлые тренировки снижают иммунитет, ускоряют процесс старения, развивают склонность к остеопорозу, снижают мышечный тонус, усиливают астму и артрит, может возникнуть аритмия и другие проблемы сердца. 

      Кроме того, подготовка к гонкам занимает практически всё свободное время, а жизнь прекрасна и слишком коротка чтобы тратить оставшиеся годы на тренировки. Конечно, когда я был молод, красив и амбициозен, то тратил своё время и здоровье, чтобы стать первым среди сильнейших. Цель не была достигнута, но она стоила того. А стоит ли этих жертв стремление стать первым среди тридцатилетних, сорокалетних, пятидесятилетних и т.д? Для кого-то стоит, но для меня это недостаточная мотивация.

Разве что я таки доживу до стачетырнадцати лет и вернусь в велоспорт чтобы стать самым старым гонщиком в мире!

Robert Marchand

      Поэтому если вам за 30, подумайте, нужно ли начинать спортивную карьеру по совету друзей или фитнес тренера? Если вам это приносит радость, то конечно стоит, но если вы хотите кому-то или себе что-то доказать или таким образом укрепить здоровье, то это плохая идея. Лучше потратьте деньги на электровелосипед и наслаждайтесь велопутешествиями, вы скоро почувствуете как плохие мысли уходят, уступая место счастью и душевному комфорту. 

      Что касается меня, то на обычный велосипед я уже вряд ли вернусь. 

 

Искренне ваш Артём Горев.

КОММЕНТАРИИ

Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:

-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа "Автор некомпетентен и статья мусор".

-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.

-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице "КОНТАКТЫ", а не данную форму.

-ответ на комментарий уже содержится на странице "Часто задаваемые вопросы" (FAQ)

Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки.

Комментарии для сайта Cackle