Многие мои коллеги, продавцы велосипедов, распространяют мнение, что брендовые байки сконструированы с применением удивительных технологий и тонких расчётов, которые делают их чуть ли не в два раза эффективнее обычных качественных велосипедов, а байкеры разносят эту точку зрения сообщениями типа “Твоя рама не катит и тебя поэтому обгоняют все кому не лень”. В ответ я много лет повторял покупателям и коллегам, что любой качественный велосипед за $500 уступает гоночному супербайку за $5000 примерно 10%, а у качественных велосипедов одного уровня разница составляет десятые доли процента. И вот я решил опять поднять эту тему, наткнувшись на интересное видео, опубликованное на youtube известным каналом Global Cycling Network, специализирующимся на велосипедных тестах, методах тренировок и т.п. Публикую здесь вариант с русским переводом от канала Серж Расклад. Предлагаю посмотреть, а после этого прочесть мой анализ.

Часть первая - физика.

Итак, объектами сравнения стали практически новый профессиональный супервелосипед Canyon Aeroad CF SLX Disc 8.0 Di2 стоимостью около $5000 и далеко не первой свежести шоссейник Raleigh начального уровня, купленный на ebay за $100. Думаю, что новым он стоил около $400. И вот что мы узнали в результате тестирования:

  1. На 11-процентном двухкилометровом подъёме супербайк оказался быстрее примерно на 10%. Это естественно, т.к. он легче на 4,5 кг. Но должен заметить, что испытание проводили гонщики, у которых не было замечено ни грамма лишнего веса, если же вы человек упитанный, то выигрыш на супербайке может оказаться заметно скромнее, т.к. чем выше вес системы “человек-велосипед”, тем меньшее влияние будет оказывать эти 4,5 кг на эффективность езды.

  2. Следующее испытание, торможение, дешёвый велосипед откровенно провалил, т.к. тормозной путь оказался почти в два раза длиннее. Но давайте разберёмся. Когда Симон описывал тормозную систему Raleigh, то отметил, что скоба гнётся при нажатии, т.е. не передаёт полностью усилие на колодки, которые, в свою очередь, изготовлены из слишком жёсткой резины. Т.е. тормоза, установленные на данном велосипеде можно охарактеризовать одним словом - хлам. Установка хороших тормозов это $50 к стоимости велосипеда, деньги небольшие, а торможение станет абсолютно надёжным и предсказуемым. Доказательством этому является то, что подавляющее большинство шоссейников, включая топовых гонщиков  продолжают  использовать проверенный клещевой тормоз.

  3. Идём дальше. На трёхкилометровом спуске со средним уклоном 5% супербайк выиграл целых 15%. Это естественно, т.к. на спуске можно ехать на очень высокой скорости, а на таких скоростях аэродинамика является главным фактором, влияющим на результат. Но много ли вы знаете спусков, на которых можно вот так расслабится и ехать с отпущенными тормозами на максимальной скорости? Увы, в большинстве случаев приходится постоянно притормаживать из-за плохого покрытия, большого количества поворотов, интенсивного трафика, припаркованных автомобилей, плохой погоды, да мало ли из-за чего ещё. В таких условиях преимущество аэродинамического супербайка сводится к минимуму.

  4. Последнее и главное испытание - 10 километровый равнинный участок. Почему оно главное? Да потому что моя статья адресована не гонщикам, а если ты не гонщик, зачем тебе ездить в горах? Нет, я не спорю, есть конечно психи-горняки, обожающие апхилл, но если я скажу, что они составляют 1% от общего количества любителей велосипеда, то это будет явным преувеличением, т.к. их гораздо меньше. По крайней мере в горах Кипра, куда я время от времени выезжаю для самоистязания, я встречаю только профессиональных гонщиков, т.к. обычные велосипедисты предпочитают равнинную часть острова. Так вот, на равнине супербайк привёз дешёвому велосипеду 7%, а это означает, что вес и аэродинамика не имеют такого большого значения в обычных условиях. Если же на Raleigh поставить хорошую гоночную резину, то преимущество супербайка может оказаться менее 5%, при том, что к стоимости велосипеда это добавит около $50.

Таким образом, поставив на Raleigh хорошие тормоза и резину мы получаем тот самый недорогой качественный шоссейник за $500 о котором я упомянул в начале статьи. На мой взгляд, данный тест доказывает то, что сменив Raleigh на Canyon, гонщик получит в среднем 10% бонус, а для обычного велосипедиста преимущество вряд ли превысит 5%.

5-10% прибавки к результату благодаря смене велосипеда это много или мало? Зависит от того, готовы ли вы или спонсор заплатить за эту прибавку $4500.

Часть вторая - психология.

На этом месте в первоначальном варианте статья заканчивалась, но довольно напряжённая дискуссия, которая произошла после её анонса в фейсбуке, стала поводом для написания второй, уточняющей части.

Признателен всем, кто поддержал лайками и комментариями мою точку зрения и, конечно же, оппонентам, без которых дискуссия была бы невозможна. Правда меня несколько обескуражила агрессия моих визави. Вместо ожидаемой критики фактов и выводов изложенных в статье, я услышал маты и личные выпады. Увы, агрессивная нетерпимость к другому мнению является, на мой взгляд, одной из главных проблем унаследованной нами из ссср, и пока мы не научимся толерантности свободного мира, многие проблемы преодолеть будет невозможно. Но сейчас не об этом. Диалог оказался малопродуктивным, оппоненты явно не смогли ничего противопоставить фактам и выводам, но благодаря дискуссии я понял, что упустил очень важный момент.

Дело в том, что основным аргументом сторонников покупки безумно дорогих велосипедов является следующее утверждение - “Пересев с недорогого велосипеда на очень дорогой вы сразу почувствуете разницу и точно не захотите пересаживаться обратно”. Не могу ничего ни возразить ни добавить. Это правда. Ездить на дорогом гоночном велосипеде радостно и приятно, если, конечно, вы приучены к низкой посадке. Кому как не мне знать об этом. Первый раз подобные чувства посетили меня в 1981 году, когда тренер пересадил меня с велосипеда “Старт-шоссе” на элитную продукцию харьковского велозавода под общим названием “Спецзаказ”, стоивший примерно в пять раз дороже. Я был счастлив и горд. Это сейчас крутой велик может купить любой желающий, а тогда наличие у тебя спецзаказа автоматически означало, что ты серьёзный гонщик, т.к. в свободную продажу такие велосипеды не поступали.  Благодаря новому велосипеду, в первой же гонке мой результат улучшился примерно на 3%. Был ли я разочарован? Уверяю вас, нет. Я был на той стадии тренировочного процесса, когда результаты уже не растут так легко и быстро, как это обычно происходит в начале спортивной карьеры, в тот период за каждый процент приходилось так вкалывать на тренировках, что даже сейчас в 52 года гипертрофия левого желудочка сердца по прежнему диагностируется при прохождении кардиограммы. А тут раз и сразу 3%! Без усилий! Без снега и дождя в лицо! Без переутомлений, боли и травм! Сразу ТРИ процента!!! Разве это не восторг?

Итак, подтверждаю - жёсткость рамы и уменьшение веса на несколько килограммов чувствуются с первых же оборотов педалей, и это действительно приятное чувство. Не забудьте добавить к этому эмоциональный подъём от обладания красивой дорогой вещью, делающей владельца ментально ближе к звёздам мирового велосипедного спорта и позволяющая снисходительно смотреть в сторону коллег с велосипедами за 500 долларов. Это не сарказм. Если человек получил удовольствие от покупки, деньги потрачены не зря. В чём бы это удовольствие ни выражалось. И если лично вы имеете финансовую возможность порадовать себя дорогим гоночным велосипедом, то не забудьте обо мне, скромном продавце велосипедов. Но я бы хотел, чтобы вы понимали за что именно платите деньги.

Но каким же образом всё вышеизложенное опровергает выводы моей статьи? На мой взгляд, никаким.

Обратите внимание, с каким удовольствием персонажи видеоролика пересаживаются с недорогого велосипеда на супербайк. Послушайте, как описывает свои ощущения один из гонщиков с 5.00 до 5.30 минуты, когда едет в подъём. Преимущество супербайка обещало быть огромным, но оказалось гораздо скромнее ожидаемого. Чувства довольно часто нас обманывают, господа. Помните об этом в любой жизненной ситуации.

Выводы:

  1. Существует большой разрыв между ощущениями и реальностью.

  2. То, что для гонщика имеет большое значение, для обычного велосипедиста ничего не значит.

  3. Апелляция моих оппонентов к ощущениям никак не опровергает выводы статьи.

 

Искренне ваш Артём Горев.

Если эта тема вас интересует, прочтите ещё статью "Велосипед. Чем дороже тем лучше?"

КОММЕНТАРИИ

Я буду рад, если вы выскажете здесь своё мнение или зададите вопрос, но, как вы сами понимаете, рад я далеко не всему, поэтому некоторые комментарии буду удалять и вот по каким причинам:

-неаргументированный негатив, на который невозможно аргументированно ответить, типа "Автор некомпетентен и статья мусор".

-комментарий содержит нецензурную лексику или как-то иначе оскорбляет мою тонкую и ранимую душу.

-комментарий не относится к теме данной статьи. Для связи со мной используйте любой способ, опубликованный на странице "КОНТАКТЫ", а не данную форму.

-ответ на комментарий уже содержится на странице "Часто задаваемые вопросы" (FAQ)

Обратите также внимание на то, что комментарии, содержащие ссылки, будут опубликованы только после проверки.

Комментарии для сайта Cackle